Гарантия при участии в торгах и обеспечении иска в соответствии с 44 федеральными законами и 223 федеральными законами размер и способы гарантийного возврата сроки

Гарантия при участии в торгах и обеспечении иска в соответствии с 44 федеральными законами и 223 федеральными законами размер и способы гарантийного возврата сроки

Из нашей статьи вы узнаете:

В практике закупок механизм предоставления обеспечения заявок является гарантией серьёзности намерения участника закупки на дальнейшее заключение контракта, а также компенсацией финансовых, временных и прочих потерь заказчика в случае, если победитель конкурса или аукциона в дальнейшем отказывается от заключения контракта либо договора.

Необходимость внесения обеспечительных мер закреплена не только в 44-ФЗ, но и в нормах Гражданского кодекса, на которых также базируется осуществление закупок.
В п.5 статьи 448 ГК прописано, что если иное не установлено законом, то участники торгов могут обеспечивать свои заявки независимой гарантией.

Содержание
  1. Что такое независимая гарантия
  2. Размер обеспечения заявок
  3. Общие правила обеспечения заявок
  4. Как происходит внесение обеспечения заявки
  5. Как идёт работа по специальному счёту
  6. Случаи возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявки (ч. 9-10 статьи 44)
  7. Ответственность за просрочку
  8. Когда обеспечение заявки не возвращается
  9. Единый агрегатор торговли
  10. Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)
  11. Как регулируется обеспечение заявки в 223-ФЗ
  12. Правила обеспечения заявки для закупок с преференциями МСП
  13. Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ
  14. Как происходит обеспечение для субъектов малого и среднего предпринимательства
  15. Как происходит обеспечение заявок при обычной закупке
  16. Невозврат обеспечительной заявки по 223-ФЗ
  17. Обеспечение заявки (ОЗ)
  18. Возврат и утрата обеспечения заявки
  19. Обеспечение исполнения контракта (ОИК)
  20. Гарантийные обязательства
  21. Возврат средств, зарезервированных ЭТП
  22. Возврат обеспечения заявки от заказчика
  23. Обеспечение контракта
  24. Нарушение сроков
  25. Как себя обезопасить?
  26. Обеспечение заявки на электронном аукционе
  27. Обеспечение заявки по банковской гарантии
  28. Обеспечение гарантийных обязательств

Что такое независимая гарантия

В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках: конкурсе, аукционе и запросе котировок.

Там же указано, что заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении заявки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей. Таким образом, если НМЦК 1 млн рублей и более, заказчик установить обеспечение заявки обязан.

Размер обеспечения заявок

Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.

Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные ч. 2 статьи 29 закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере 0,5% НМЦК.

Общие правила обеспечения заявок

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

  • Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  • Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  • Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  • В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  • Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
  • внесение денег на специальный счёт;
  • предоставление независимой гарантии.

Как происходит внесение обеспечения заявки

Механизм взаимодействия при обеспечении заявки включает:

  • заказчика;
  • оператора электронной площадки;
  • участника закупки;
  • гаранта.

Каким образом происходит взаимодействие между ними?

Чтобы участник закупки мог подать заявку, он должен в обязательном порядке открыть специальный счёт, если он собирается участвовать в закупке, проводимой в электронной форме. На этом счёте должны быть денежные средства в сумме, достаточной для обеспечения заявки. Если специального счёта нет или недостаточно денежных средств, то он может воспользоваться Независимой гарантией в порядке, определённом в соответствии со статьёй 44, информация о которой включена в реестры независимых гарантий, предусмотренные статьёй 45 Закона о контрактной системе.

Денежные средства, которые аккумулированы на спец.счёте, могут использоваться только для целей обеспечения заявки конкретного участника закупки.

Специальный счёт может быть открыт не в любом банке, который понравился участнику закупки. Существует определённый перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ №1451-р. Данный перечень постоянно меняется и дополняется. Существуют требования к банкам, которые могут открывать спецсчета. В настоящий момент в этом перечне 24 крупных банка, известных по всей стране. Находясь в любой точке страны, участник закупки будет иметь возможность выбора банка для открытия спец.счёта.

Как идёт работа по специальному счёту

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счёте.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

  • Требования к самому договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве спецсчёта.
  • Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.

В случае если у участника закупки открыт банковский счёт в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счёт может быть наделён статусом спецсчёта путём заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве специального, утверждённых Постановлением № 626.

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счёт, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счёт для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счёта участник закупки может использовать свой текущий счёт. Но зачастую участники закупки открывают новый, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств.
В отношении особенностей ведения спецсчёта были даны разъяснения Минфина РФ. В своём письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счёт может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участником закупки в кредит. Если идёт расторжение банковского счёта, то блокировка денежных средств на специальном счёте участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счёт и пользоваться им без каких-либо ограничений.
На денежные средства спец,счёта, заблокированные в соответствии со статьёй 44 для обеспечения заявки, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счёта, заключаемым участником закупки.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

Случаи возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявки (ч. 9-10 статьи 44)

  • Если закупка состоялась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесённые денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесёт обеспечение исполнения контракта.
  • Если закупка была отменена: отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Если заявка участника закупки отклонена.
  • Если участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  • Если заявка опоздала (была получена после установленного срока).
  • Если заявка была отстранена.
  • Если заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Все семь случаев касаются разблокировки денежных средств на спецсчёте.

В случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьёй 104 закона №44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта денежные средства на спец.счёте также разблокируются, но сумма обеспечения будет переведена заказчику.

Ответственность за просрочку

В соответствии с Постановлением Правительства от 20.12.2021 №626 в договор спецсчёта, заключаемый между банком и участником закупки, должны включаться в том числе положения об ответственности банка перед участником закупки за соблюдение установленных статьёй 44 закона №44-ФЗ сроков прекращения блокирования его денежных средств на спец. счёте, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок.

Когда обеспечение заявки не возвращается

Обеспечение заявки — механизм защиты от недобросовестных поставщиков, которые приходят на закупки и в дальнейшем не хотят заключать договор.

В настоящее время в законе предусмотрено два случая, когда обеспечения заявки не возвращается:

  • согласно ч. 11 статьи 44, не будут возвращаться обеспечительные меры в том случае, если поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьёй 104;
  • согласно ч. 13 статьи 44, если в течение одного квартала календарного года на одной и той же электронной площадке в отношении вторых частей установленной документации трёх и более заявок участника закупки происходит отклонение заявки.

Если решение комиссией принято и не обжаловано, то в течение 30 рабочих дней происходит удержание обеспечительных мер. При этом обеспечение заявки перечисляется не заказчику, а напрямую в бюджет.

Обеспечительные меры понадобятся в том числе при неконкурентной закупке (заключение контракта с единственным подрядчиком, исполнителем). Речь идёт о закупках в так называемом Едином агрегаторе торговли (ЕАТ).

Дополнительно:  Торги уфссп

Единый агрегатор торговли

В Едином агрегаторе торговли работают Федеральные заказчики, субъектовые и муниципальные заказчики. Попасть в Единый агрегатор торговли можно через ЕИС (Единая информационная система).

Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)

Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 5% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.

Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.

В случае если победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в течение одного рабочего дня с момента направления Заказчиком проекта контракта и у оператора EAT отсутствует информация о допущенных в ходе заключения контракта технических ошибках, то оператором ЕАТ осуществляется дополнительная блокировка денежных средств обеспечительного депозита в размере ещё 5% от стартовой цены.

По истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта 5% депозита по письменному заявлению подлежат перечислению на его расчётный счёт. Из оставшихся денег депозита оператор EAT спишет комиссионный сбор.

Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.

Как регулируется обеспечение заявки в 223-ФЗ

В 223-ФЗ детального описания обеспечительных мер не предусмотрено. То, что не урегулировано в самом законе, заказчик вправе прописать в своём положении о закупке.

В 223-ФЗ не прописан порядок, сроки, случаи возврата обеспечительной заявки. Поэтому прежде чем участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо открыть не только документацию о закупке, но и посмотреть, как эти нормы урегулированы в положении о закупке данного заказчика.

В самом законе прописано, что обеспечение заявки может осуществляться:

  • путём внесения денежных средств;
  • предоставлением банковской гарантии;
  • иным способом, предусмотренным ГК РФ, например, залогом. Исключение иных способов работает только в случае, если участники закупки — субъекты малого и среднего предпринимательства.

По 44-ФЗ обеспечение устанавливается только для конкурса, аукциона и запроса котировок, если начальная максимальная цена контракта начинается от 1 млн рублей.

Если говорить о закупках по 223-ФЗ, то здесь обеспечение заявки также требуется не всегда. Заказчик вправе его установить только для закупок с начальной максимальной ценой договора не менее 5 млн рублей. Нет никакого ограничения по способу закупки. По 223 закону обеспечение заявки может быть установлено и при конкурсе, и при аукционе, и при запросе предложения, и при запросе котировок. То есть имеет значение максимальная цена договора. Если цена договора превышает 5 млн рублей, установленный размер обеспечения заявки будет не более 5% начальной максимальной цены договора.

Особые правила предусмотрены для тех закупок, которые осуществляются с преференциями для малого и среднего бизнеса. В этом случае работают нормы Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим Постановлением размер обеспечительной заявки для таких категорий участников закупки не может превышать 2% начальной максимальной цены договора либо лота, за участником закупки также остаётся право выбора способа обеспечения.

Правила обеспечения заявки для закупок с преференциями МСП

Обеспечение заявки возвращается на счёт, указанный в документации о такой закупке:

  • всем участникам закупки, за исключением участника, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ

В соответствии с ч.10 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ осуществляется по правилам Закона о контрактной системе и подзаконных НПА:

  • порядок и случаи блокирования денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие, и прекращение данного блокирования, если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении данной закупки, документации о конкурентной закупке;
  • требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в данной закупке.

Как происходит обеспечение для субъектов малого и среднего предпринимательства

Используется спецсчёт, который открывается в тех же банках, что и для закупок по 44-ФЗ или предоставляется независимая гарантия.

В отношении независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечительных мер по 223-ФЗ, применяются нормы статьи 45 Закона о контрактной системе, при этом информация о независимой гарантии будет включаться в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 статьи 45 Закона №44-ФЗ только с 01.04.2023. До указанной даты устанавливать такое требование неправомерно.

Как происходит обеспечение заявок при обычной закупке

Если это электронная закупка, то оператор площадки своим регламентом устанавливает такую процедуру. Обеспечение происходит через виртуальный счёт оператора электронной площадки в соответствии с тем регламентом, который размещён на сайте площадки.

Невозврат обеспечительной заявки по 223-ФЗ

Деньги не будут возвращены в следующих случаях по 223-ФЗ:

  • если участник закупки в дальнейшем уклоняется от заключения договора;
  • если участник закупки уклоняется от обеспечения, установленного договором;
  • если участник закупки предоставил обеспечение договора не в соответствии с теми требованиями, не в том размере, как это установлено в документации.

Случаи и сроки возврата для обычных закупок не регламентированы, кроме закупок субъектов малого и среднего предпринимательства — заказчик должен их установить в своём положении о закупке.

Требование предоставить обеспечение в закупках не новое. ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ обновляет требования для участников закупок с 2022 года.

Обеспечение заявки (ОЗ)

ОЗ – гарантия того, что участник подпишет контракт, если победит в закупке. Подобное обеспечение должны предоставить все участники на этапе подачи заявки (есть ряд исключений).

Участник предоставляет ОЗ:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Обеспечение, предоставляемое в виде денежных средств на специальном счёте, заблокируют на этапе участия в закупке. После завершения торгов, если участник не победил, денежные средства разблокируют в полном объёме; если победил, спишут сумму в размере 1% от НМЦК закупки (максимум — 5 тыс. руб.), а остаток от обеспечения разблокируют.

С 2022 года участник сможет подать заявку, только если у него есть установленное заказчиком обеспечение. До конца 2021 года участник сразу направляет заявку, и потом, до окончания срока подачи заявок, денежные средства зачисляются на специальный счёт (либо выпускается банковская гарантия), а затем она включается в реестр.

В Законе № 44-ФЗ прописаны требования к размеру ОЗ: от 0,5% до 5% от НМЦК. В этом диапазоне заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения в конкретной закупке.

Если НМЦК не превышает 1 млн рублей, заказчик может не устанавливать обеспечение заявки. Если ранее данное основание было закреплено в отдельном нормативном правовом акте, то с 2022 года оно указано в Законе № 44-ФЗ.

ОЗ, если НМЦК не превышает 20 млн рублей:

ОЗ, если НМЦК свыше 20 млн рублей:

С 2022 года обеспечение заявки составит:

  • 0,5% от НМЦК предоставляют предприятия УИС, организации инвалидов с учётом минимального размера обеспечения
  • не предоставляют обеспечение заявок государственные, муниципальные учреждения

Подача заявки с предоставлением обеспечения в виде денежных средств автоматически подтверждает согласие участника закупки на блокировку денежных средств на специальном счёте в размере обеспечения заявки.

Если участник закупки для обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, ему нужно учесть особенности её получения. С 2022 года можно использовать только независимую гарантию: банковская гарантия упраздняется.

Процесс получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией. Рассмотрим особенности независимой гарантии:

  • банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ (банк должен быть обязательно включён в перечень банков на сайте Минфина)
  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), которые являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса по ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и соответствуют установленным Правительством РФ требованиям
  • Евразийский банк развития (если участник закупки – юрлицо, зарегистрированное на территории государства — члена ЕЭС, кроме РФ, или физлицо, являющееся гражданином государства — члена ЕЭС, кроме РФ)

Российский участник закупки, чтобы получить независимую гарантию, может обратиться организации 3-ёх типов. Иностранный (евразийский) участник – в Евразийский банк развития.

Чтобы получить независимую гарантию, необходимы дополнительные расходы, чтобы организовать работу комиссии уполномоченной организации и оплатить выдачу гарантии. Такие расходы участнику закупки не возместят. Но, если поставщик вносит денежное обеспечение на специальный счёт и становится победителем закупки, эта сумма будет полностью разблокирована.

  • она должна содержать обязательные реквизиты, включая идентификационный код закупки
  • срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве ОЗ, составляет не менее 1-го месяца с даты окончания срока подачи заявок

Участник должен самостоятельно проверять информацию, необходимую для включения в независимую гарантию, ещё на этапе проекта. Если обнаружены несоответствия информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ, исполнителю нужно обратиться в организацию, которая занималась выпуском гарантии.

Обратите внимание: сведения о независимых гарантиях включаются в закрытый реестр независимых гарантий. Информация будет доступна участнику в личном кабинете ЕИС.

Дополнительно:  Главный портал еасуз

Возврат и утрата обеспечения заявки

Заказчик не осуществляет возврат независимой гарантии, предоставленной, чтобы обеспечить заявку на участие, лицу или гаранту.

Взыскание по независимой гарантии производят, если:

Если в закупках, проводимых в течение 1-го календарного квартала на одной электронной площадке по 3-ём и более заявкам одного участника закупки, комиссии по закупам решили, что заявки не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки, отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), то:

  • осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на спецсчёте участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой 3-ей такой заявки
  • или предъявляется требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой 3-й такой заявки

Фактически участники уже работают в таком порядке, но требования закона теперь распространяются на 3-кратное отклонение по 2-м частям заявок в течение 1-го квартала на одной ЭТП.

  • Участник закупки отозвал заявку.
  • С участником закупки заключён контракт.
  • Отменена закупка.
  • Получено решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком от контрольного органа в сфере закупок.
  • Получено решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта. По ст. 104 Закона № 44-ФЗ при включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков из-за его уклонения от заключения контракта, заказчик должен предъявить ему требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, которая была предоставлена участником для обеспечения заявки.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК)

На этапе заключения контракта от участника могут потребовать предоставить ОИК – гарант того, что участник закупки, ставший победителем, исполнит условия контракта.

ОИК предоставляется так же, как и ОЗ, — на выбор: в виде денежных средств или в виде независимой гарантии (в виде банковской гарантии до 2022 года). Размер ОИК устанавливается в диапазоне 0,5% – 30% от НМЦК (стандартный вариант), но, если закупка проводится среди СМП и СОНКО, обеспечение устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт.

Если участники из числа СМП, СОНКО подтвердят свою добросовестность (даже если по закупке применяются антидемпинговые меры), они вправе не предоставлять ОИК и обеспечение гарантийных обязательств.

Подтверждение добросовестности участника закупки – наличие информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками, которая подтверждает исполнение данным участником в течение 3-ёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-ёх контрактов (с учётом правопреемства), исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пени). При этом цена 1-го из таких контрактов должна быть не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В остальных случаях участники предоставляют ОИК, если оно установлено, денежными средствами или независимой (банковской) гарантией.

При выборе обеспечения:

  • в виде денежных средств участник должен до подписания контракта перечислить необходимую сумму на счёт заказчика. Рекомендуем перечислять сумму заранее, выделяя на операцию 1 банковский и 1 рабочий день
  • в виде гарантии убедитесь, что гарантия включена в реестр на момент подписания контракта. Срок действия гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, обеспечиваемых такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на 1 месяц.

ОИК, перечисленное в виде денежных средств, заказчику необходимо вернуть в срок:

  • не позднее 15-ти дней при закупке для СМП и СОНКО
  • не позднее 30-ти дней при закупке на общих основаниях с момента исполнения поставщиком своих обязательств по договору

В процессе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ ОИК и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного новое меньшего размера, если он уже исполнил часть своих обязательств. Зачастую участнику актуально заменить денежное обеспечение на гарантию.

Гарантийные обязательства

Гарантийные обязательства фактически являются частью ОИК.

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) устанавливается в размере до 10% от НМЦК закупки. Участник предоставляет ОГО на выбор:

  • в виде денежных средств на счёт заказчика
  • в виде независимой гарантии до проведения приёмки по контракту или до проведения приёмки по конкретному этапу контракта

ОИК, включая положения о предоставлении данного обеспечения с учётом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и ОГО не применяются в случае:

  • Заключения контракта с казённым учреждением.
  • Осуществления закупки услуги по предоставлению кредита.
  • Заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предмет которого – выдача независимой банковской гарантии.

Участник закупки должен ориентироваться в требованиях, указанных в извещении, проекте контракта и своевременно предоставлять все обеспечения, которые предусмотрены закупочной процедурой.

  • Обеспечение заявки
  • Обеспечение контракта
  • Нарушение сроков

Вопросы финансового взаимоотношения между участниками закупочной деятельности в рамках одной процедуры встают по несколько раз. Сначала участники вносят обеспечение своих заявок, затем заказчик или ЭТП эти суммы им возвращает. Далее победивший поставщик вновь оплачивает заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта определенную сумму, зачастую весьма внушительную. Когда контракт заключен, она будет возвращена. И, наконец, когда поставщик исполнит свои обязательства, он получит причитающиеся ему денежные средства. В чем суть этого финансового круговорота и по каким правилам он должен работать? И что делать, если они нарушены?

Обеспечение заявки является подтверждением того, что поставщик серьезно намерен участвовать в закупке и заключить контракт, предложенный заказчиком. Размер обеспечения заявки варьируется от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Сколько именно придется заплатить — это определяет заказчик в закупочной документации. Способ обеспечения заявки зависит от вида процедуры. Если это электронный аукцион, то оператор (электронная площадка) блокирует на лицевом счете участника необходимую сумму. Если закупка проводится в виде конкурса или закрытого аукциона, то заявка обеспечивается либо переводом денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

Обеспечение заявки вернется к поставщику вне зависимости от исхода закупки. Единственное исключение — если исполнитель по результату процедуры оказался единственным подходящим поставщиком или был единственным участником, но от заключения контракта отказался. В этом случае он не только потеряет обеспечение заявки, но и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Аккредитация на АСТ ГОЗ

Хотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?

Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:

  • Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
  • Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
  • Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
  • Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Возврат средств, зарезервированных ЭТП

Когда закупка состоялась (подписан итоговый протокол), оператор торгов обязан вернуть деньги всем участникам. Тем, кто не стал первым, средства вернутся в течение одного рабочего дня. Тот участник, который победил, получит обратно обеспечение заявки после подписания контракта. Напомним, что это может состояться не ранее чем через 10 дней после публикации результатов в ЕИС. Если закупка признана несостоявшейся, то также в течение одного рабочего дня будут разблокированы средства всех участников.

Освободившимися средствами можно воспользоваться двумя способами — вывести их обратно на расчетный счет (если дальнейшее участие в закупках на этой площадке в планы не входит) либо использовать для других заявок.

Возврат обеспечения заявки от заказчика

При проведении конкурса и закрытого аукциона заказчик должен вернуть обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней. Каждому из участников закупки придется переводить сумму через банк. Иногда такие вещи упускаются, поэтому эксперты рекомендуют действовать на опережение. Можно направить заказчику письмо, указать в нем банковские реквизиты и изложить просьбу о перечислении по ним суммы, которая была направлена в обеспечение заявки.

Важно знать! За нарушение сроков возврата денежных средств предусмотрен штраф в размере от 5000 до 90000 рублей. А участник вправе потребовать от заказчика уплаты пени в размере 1/300 суммы невозврата за каждый день просрочки.

Обеспечение контракта

Обеспечение контракта является гарантией того, что поставщик намерен качественно и своевременно исполнить свои обязательства.

Размер обеспечения контракта куда серьезней, чем обеспечения заявки. Он может варьироваться от 5 до 30% начальной цены контракта, а если она более 50 млн рублей, то от 10 до 30%. Если контракт предусматривает выплату аванса, то сумма обеспечения не может быть меньше суммы аванса. Форму поставщик выбирает самостоятельно — банковская гарантия или «живые» деньги на счет заказчика.

В какие сроки поставщик получит назад обеспечение контракта? Ответ на этот вопрос нужно искать в закупочной документации, и лучше до подачи заявки на участие. Если такая информация отсутствует, можно обратиться к заказчику и все-таки выяснить этот вопрос. Если последний будет отмалчиваться, то можно смело обращаться в ФАС и жаловаться на заказчика на основании части 27 статьи 34 закона № 44-ФЗ.

Нарушение сроков

А что же делать, если заказчик по какой-то причине не возвращает обеспечение в срок? Требовать этого в письменном виде, составив претензию. Следует помнить, что кроме возврата самой суммы, поставщик может требовать от заказчика уплаты процентов за пользование его денежными средствами. Если заказчик будет сохранять молчание и после получения претензии, следует обратиться в суд. Такой же порядок истребования оплаты применяют и тогда, когда заказчик не оплачивает исполненный контракт. Срок исковой давности для обращения в суд составляет 3 года.

К слову, в последнее время проблема неплатежей по госконтрактам привлекла внимание властей. Правительство разработало проект закона, который установит для заказчиков 30-дневный срок на оплату исполненного контракта. Если такой порядок будет утвержден, то в течение месяца заказчики обязаны будут платить всем исполнителям, а не только субъектам малого предпринимательства, как сегодня. Второй законопроект, который также находится на рассмотрении депутатов, вводит штрафы в размере 10000-50000 рублей за указанное правонарушение. Сегодня похожие штрафы установлены только за нарушение сроков оплаты по гособоронзаказу.

Дополнительно:  Что делают козы в поставках

Как себя обезопасить?

Однако не стоит уповать только на законодателей — в первую очередь поставщику самому следует проявлять осмотрительность. Прежде чем подавать заявку на участие в закупке, специалисты рекомендуют тщательно ознакомиться с документацией. Если в ней прописаны сроки, в которые заказчик обязан вернуть обеспечение контракта, принять товар (работу, услуг), провести экспертизу качества, подписать акт выполненных работ и перечислить денежные средства, то поставщику можно особенно не беспокоиться.

Но если проект контракта не содержит точных сроков, то есть риск столкнуться с их затягиванием со стороны заказчика под различными предлогами. Например, из-за невозможности провести экспертизу качества товара, который уже поставлен, потому что для этого нет условий. Также следует обратить внимание на то, как заказчик ранее оплачивал контракты. Как минимум стоит проверить, нет ли у него в недалеком прошлом арбитражных исков и исполнительных листов. При их наличии стоит задуматься о том, тратить ли время на работу с этим заказчиком или сосредоточиться на других закупках.

Участие в госзакупках может принести организации выгодные контракты. Но прежде предстоит разобраться в процедуре, а также запастись некоторым количеством свободных денежных средств. Они понадобятся для того, чтобы внести обеспечение заявки. Если же поставщик станет победителем процедуры, придется потратиться и на обеспечение исполнения контракта.

Серьезность своих намерений бороться за контракт поставщики должны подтвердить внесением обеспечения заявки. После окончания процедуры закупки добросовестным ее участникам эти средства будут возвращены. Для заказчика это своеобразная страховка от того, что поставщик нарушит правила игры. Ведь если он уклонится от заключения контракта, обеспечение заявки ему не вернут.

Обеспечение аукционной заявки имеет принципиальное отличие от конкурсной. При участии в конкурсе поставщик может выбрать сам вариант предоставления обеспечения: денежные средства на счет заказчика либо банковская гарантия. В случае проведения открытого аукциона выбора у участников нет — обеспечение заявки блокируется в личном кабинете поставщика на ЭТП, которая проводит закупку. Если аукцион закрытый, то действуют те же правила, что и для конкурса.

Участник, который одержал победу в закупке, перед заключением контракта обязан внести обеспечение его исполнения. Это тоже страховка для заказчика, но теперь уже от того, что поставщик не исполнит условия контракта или сделает это ненадлежащим образом. Что касается формы обеспечения исполнения контракта, то это могут быть денежные средства или банковская гарантия.

Если участник не внесет обеспечение контракта в установленный срок, то будет считаться уклонившимся от исполнения своих обязательств. Срок внесения обеспечения контракта зависит от того, каким способом определялся поставщик. Самый длинный срок — 20 дней — установлен для запроса котировок. Отсчет следует вести с того дня, когда был подписан протокол рассмотрения и оценки заявок. Если поставщик определялся открытым конкурсом, то на внесение обеспечения контракта у него есть 10 дней. Исчисляется этот срок со дня размещение в ЕИС протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок. А вот если поставщик победил в электронном аукционе, действовать придется оперативнее. На внесение обеспечения у него есть всего 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта заказчиком. Следует учесть, что срок исчисляется не в рабочих, а в календарных днях.

Обратите внимание: все условия о внесении обеспечения исполнения контракта должны быть включены в его проект. И еще один важный момент — у заказчика нет права подписать контракт с победителем закупки до тех пор, пока тот не внесет обеспечение.

На основании части 8 статьи 96 закона 44-ФЗ, обеспечение контракта не вносится в случаях:

  • если поставщик является государственным или муниципальным казенным учреждением;
  • если предметом закупки выступают услуги по предоставлению кредита;
  • если ГУП, МУП либо бюджетное учреждение заключает контракт на выдачу банковской гарантии.

Напоследок совет поставщикам: готовьте обеспечение контракта заранее. Это касается как банковской гарантии, так и денежных средств. Ведь если вы не уложитесь в отведенный законом срок, это повлечет для вас негативные последствия.

Гарантия при участии в торгах и обеспечении иска в соответствии с 44 федеральными законами и 223 федеральными законами размер и способы гарантийного возврата сроки

Ваше предприятие участвует в госзакупках? Расскажем бухгалтерам, как правильно отразить в бухучете обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств.

О том, что такое обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, а также чем эти понятия отличаются, мы подробно рассказали здесь.

Для бухгалтера все перечисленные понятия схожи, ведь любой обеспечительный платеж — это не расход, а только временное замораживание денег компании на определенный период. И в большинстве случаев эти средства вернутся обратно.

Обеспечение заявки на электронном аукционе

Компании, участвующие в электронных аукционах, как правило, имеют специальный счет, который им открывает уполномоченный банк (перечень банков можно найти в распоряжении Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р, которое регулярно обновляется).

Обеспечение заявки блокируется на спецсчете в момент окончания приема заявок на электронной площадке (ЭТП). Оператор ЭТП направляет запрос в банк, и если средств на спецсчете достаточно — банк блокирует нужную сумму. Разморозка произойдет тогда, когда ЭТП передаст соответствующую информацию в банк. Всем участникам, которые подали заявки, но проиграли аукцион, деньги размораживают в течение одного рабочего дня. Победителю аукциона — после заключения контракта.

Кроме того, если организация стала победителем аукциона — ЭТП снимет плату за свои услуги. Плату также взимают со спецсчета.

Полностью автоматизировать и настроить систему работы с тендерами вам поможет сервис Тендерплан

В бухгалтерском учете суммы средств, перечисленных на спецсчет, учитывают на счете 55. Рационально открыть к нему субсчета: «Свободные средства», «Заблокированные средства». Заблокированные оператором средства также необходимо учитывать на забалансовом счете 009.

Проводки будут следующими:

  • Д 55 «Свободные средства» К 51 — перечислены деньги на спецсчет;
  • Д 55 «Заблокированные средства» К 55 «Свободные средства» — заблокирована сумма обеспечительного платежа;
  • Д 009 — отражена сумма обеспечения заявки;
  • Д 55 «Свободные средства» К 55 «Заблокированные средства» — сумма разблокирована на лицевом счете;
  • К 009 — списана с учета сумма обеспечения заявки.

При выводе средств обратно на расчетный счет организации делаем проводку:

Если ЭТП удержала плату за услуги, отражаем ее так:

  • Д 76 К 55 «Заблокированные средства» — удержано вознаграждение ЭТП.
  • Д 91-2 К 76 — отражены расходы за услуги ЭТП.

Расходы должны быть документально подтверждены. От ЭТП должны поступить: акт оказания услуг и счет-фактура или УПД. Если документы переданы в электронной форме, то они должны быть подписаны электронной цифровой подписью ЭТП.

Бывают случаи, когда обеспечение заявки организации не вернут. В частности, если организация:

  • уклонилась (отказалась) от заключения контракта;
  • не представила (представила с нарушениями условий) обеспечение исполнения контракта до его заключения;
  • отклонила 3 заявки по 2-м частям на одной ЭТП в течение одного квартала календарного года.

Тогда бухгалтер организации на основании решения УФАС может списать эти средства на прочие расходы:

О том, как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков читайте здесь

На средства по спецсчету могут начисляться проценты. В учете их фиксируют как и любые проценты по депозитам — в составе прочих доходов.

На дату начисления процентов бухгалтер сделает проводки:

  • Д 76 К 91-1 — начислены проценты по спецсчету
  • Д 55 «Свободные средства» К 76 — проценты поступили на спецсчет.

Обеспечение заявки по банковской гарантии

Если организация не хочет использовать для обеспечения заявки собственные деньги, она может воспользоваться банковской гарантией.

Подробно о процедуре и условиях получения банковской гарантии мы рассказывали здесь

Услуга по предоставлению гарантии банком — платная. Банковскую комиссию в учете фиксируем так:

  • Д 91-2 К 76 — отражена банковская комиссия за предоставление гарантии;
  • Д 76 К 51 — комиссия оплачена с расчетного счета компании.

Если организация, например, отказалась от заключения контракта, то сумму обеспечения по заявке заказчику выплатит банк. А у организации возникнет задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки.

  • Д 91-2 К 76 (Заказчик) — отражена задолженность по обеспечению заявки;
  • Д 76 (Заказчик) К 76 (Банк) — внутренняя проводка: задолженность перед заказчиком погашена банком;
  • Д 76 (Банк) К 51 — погашена задолженность перед банком в размере обеспечительного платежа.

Если задолженность перед банком не погашена вовремя, банк начислит и спишет проценты за пользование денежными средствами. Проводки в учете организации:

  • Д 91-2 К 76 (Банк) — начислены проценты за просрочку;
  • Д 76 (Банк) К 51 — выплачены проценты банку.

Сумма обеспечения исполнения контракта перечисляется на счет заказчика. Срок возврата обеспечительного платежа должен быть прописан в контракте, но не может составлять больше 30 дней с момента исполнения обязательств (не больше 15 дней, если поставщик (исполнитель) — субъект МСП).

В учете сумму обеспечения отражают на счете 76 (в составе дебиторской задолженности) и на забалансовом счете 009.

  • Д 76 К 51 — перечислен обеспечительный платеж на расчетный счет заказчика;
  • Д 009 — зафиксирована в учете сумма выданного обеспечения;
  • Д 51 К 76 — заказчик вернул обеспечительный платеж;
  • К 009 — списана с учета сумма обеспечительного платежа.

Обеспечение исполнения контракта организация также может выплатить не только собственными средствами, но и предоставить банковскую гарантию. Проводки по оплате услуг банка будут такими же, как мы описали в предыдущем разделе.

У организации может возникнуть расход, если обеспечительный платеж будет зачтен в счет штрафа или неустойки за ненадлежащее исполнение договора.

Суммы санкций, присужденные судом или признанные организацией, в учете отражают так:

Д 91-2 К 76-2 — отражена неустойка (штраф) за нарушение обязательств по контракту.

Узнать о том, как взыскать убытки с заказчика при расторжении контракта вы можете здесь

Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик может потребовать от поставщика (исполнителя) гарантийное обязательство (кроме случаев закупки машин и оборудования, когда гарантийный платеж перечисляется в обязательном порядке).

Гарантийное обязательство (ГО) — это своего рода страховка заказчика от недобросовестного поведения поставщика (исполнителя) в период течения гарантийного срока. ГО предоставляют после заключения контракта, но до момента подписания документа о приемке. В штатной ситуации заказчик вернет ГО после окончания гарантийного срока.

Точный срок возврата ГО законодательством не урегулирован. Правда Минфин полагает, что срок возврата обеспечения ГО аналогичен сроку возврата обеспечения исполнения контракта. То есть не больше 30 дней с даты истечения гарантийного срока (не более 15 дней для субъектов МСП).

Гарантийное обязательство также можно предоставить живыми деньгами или банковской гарантией. Порядок отражения в бухучете аналогичен порядку отражения обеспечения исполнения контракта.

Требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относятся ко всем участникам закупки. Требования об обеспечении исполнения контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, также должны выполняться всеми участниками закупки (в том числе бюджетными и автономными учреждениями), за исключением казенных учреждений, на которых такое требование не распространяется на основании пп. 1 п. 8 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.05.2014 № Д28и-801).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе) и обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно, за исключением случаев, для которых Федеральным законом № 44‑ФЗ установлен только один способ обеспечения (п. 1 ст. 44,п. 3 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Оцените статью
ПИК ЕАСУЗ